Владимир Чугунов о культуре светской и церковной

24 июля 2012

«Литературная Россия» № 29. 20-07-2012

Что может консолидировать общество

Фе­но­мен воз­ник­но­ве­ния свет­ской куль­ту­ры (а так­же го­су­дарств) мож­но рас­сма­т­ри­вать (ещё ни­кто не рас­сма­т­ри­вал) как ог­ра­ди­тель­ную реак­цию об­ще­ст­ва от хри­с­ти­ан­ско­го но­ми­на­лиз­ма или аг­рес­сив­но­го дог­ма­тиз­ма. И пер­во­при­чи­на ле­жит в раз­де­ле­нии Церк­ви на «уча­щую» и «учи­мую», в от­ст­ра­не­нии на­ро­да Бо­жия от уча­с­тия не толь­ко в уп­рав­ле­нии цер­ков­ном, но и в учи­тель­ст­ве. Фа­му­сов­ское «не сметь своё суж­е­ние иметь» в пол­ной ме­ре мож­но от­не­с­ти к прак­ти­ке жиз­ни всех хри­с­ти­ан­ских кон­фес­сий. В ка­то­ли­че­ст­ве это вы­ра­зи­лось в инквизиции, в про­те­с­тан­тиз­ме — в мо­ло­те ведьм, в Ви­зан­тии — в го­не­ни­ях на ре­ли­ги­оз­ных дис­си­ден­тов (от­се­че­ние но­сов, ушей, язы­ков и так да­лее), при­вед­шим к «Ги­бе­ли Им­пе­рии», в Рос­сии — в рас­ко­ле, за­вер­шив­шем­ся кро­ва­вой ре­во­лю­ци­ей. (Полностью статью можно прочитать в разделе «Дневник писателя»)