29 декабря 2012
Нина Дмитриевская, газета «Городецкий вестник»

В России всегда ценилось писательское слово. В произведениях наших классиков мы ищем ответы на самые важные вопросы бытия. Большая литература воспитывает в человеке Человека. Но есть и литература современная, у неё есть свой читатель и свои авторы.

Наш сегодняшний собеседник — протоиерей Владимир Чугунов, священник прихода санатория «Городецкий», писатель, член Союза писателей России, руководитель издательства «Родное пепелище». Многим городчанам знакомы его романы и повести «Русские мальчики», «Городок», «Дыхание вечности», «Мечтатель», «Молодые», «Матушки», «Невеста», «Наследники». А совсем недавно за повесть-притчу «Плач Адама» Владимир Аркадьевич был награждён «Серебряным дипломом» III Славянского литературного форума «Золотой витязь».

: «Художественное произведение — как ребёнок, его надо выносить»
22 августа 2012
Беседу вёл Борис Селезнёв

— Отец Владимир, расскажите, хотя бы немного о себе, ведь кто не читал (а я думаю их, к прискорбию, большинство) «Русских мальчиков», «Мечтателя», «Молодые», «Невесту», «Плач Адама» вряд ли смогут себе представить, какой порой «фантастический» путь может проделать человек, душа которого (пусть даже бессознательно) тянется к Богу…

: «Крамольное» интервью Владимира Чугунова газете «Нижегородские епархиальные ведомости»
18 июня 2012
Vladimir

— Какой может быть духовный смысл в художественной литературе, при том, что существует немалый корпус святоотеческих творений и церковных песнопений? Или, может быть, в художественной литературе не стоит искать духовного смысла?

: Интервью журналу «Православное книжное обозрение»
19 декабря 2011
Валерий Сдобняков

газета «День литературы», № 11, 2011, г. Москва.

Что волнует наши сердца в пору взросления? Что так томит их либо в сладостном предчувствии встречи с родственной, милой и нежной иной душой, которую пусть ещё не встретил, не узнал, но уже готов полюбить; либо в жажде осознать своё предназначение в этом мире, осознать своё служение в нём. Да и вообще — что есть человеческая жизнь без любви и Бога? Возможно ли такое?

: От блуждания — к свету. О новом романе Владимира Чугунова «Невеста»
23 сентября 2011
Вёл беседу Валерий Сдобняков, г. Нижний Новгород

Газета «Литературная Россия», г. Москва, № 39, 30.09.2011

Литературный дебют Владимира Чугунова должен был состояться ещё в начале 80-х годов прошлого века. Тогда в журнале «Юность» для первого номера, в котором традиционно печатались первые произведения молодых одарённых литераторов, был подготовлен к публикации его очерк о старателях «Когда цветёт багульник». Но умер Борис Полевой, и эта замечательная традиция в журнале была прервана. Номер в производство не пошёл. И поэтому лишь в 1990 и 1991 годах в журналах «Москва» и «Наш современник» появились первые повести Чугунова. Причём последняя — вопреки воле автора, который, приняв священнический сан, решил категорически порвать с писательством.

: Интервью с писателем Владимиром Чугуновым
15 марта 2011
Валентин Курбатов

Журнал «Дружба Народов», 2011, № 2, Москва

Сорок три книги (а именно столько их было в большом списке литературной премии «Ясная Поляна» в прошедшем 2010 году) — хорошее число. Во всяком случае, достаточное, чтобы увидеть какие-то тенденции. Книги были представлены журналами и издательствами, то есть теми, кто определяет ход литературного процесса. Ведь не вопреки же своим представлениям о настоящих художественных ценностях они их представляют. И надо с порога сказать, что случайностей почти не было…

: От «процесса» к процессу
25 октября 2010
Ольга Васильева

Газета «День литературы», № 12 2010, Москва

Кто-то из русских писателей сказал: «Мир создан для четырнадцатилетних». Это, конечно, преувеличение — слишком уж зауженное обозначение того времени, участником которого становится в свой черёд каждый человек. Время взросления, становления личности в каждой судьбе длится и заканчивается по-разному. Если подростковый период в жизни современного человека можно назвать «праздником непослушания» и остро критического отношения к авторитету взрослых, то для юности характерно именно внутреннее горение.

: «Три лика юности»
08 октября 2010
Валерий Сдобняков

Газета «День литературы», № 3 2010, Москва
Литературно-художественный журнал «Вертикаль. ХХI век», Нижний Новгород, выпуски 26, 27, 28, «Родное пепелище», 2010.

Сейчас, наверно, уже мало кто вспомнит дебютные повести Владимира Чугунова «Малая церковь» и «Деревенька», опубликованные в журналах «Москва» (№ 12, 1990) и «Наш современник» (№ 11, 1991). Но именно в них был заложен тот творческий фундамент, на котором спустя десятилетия начал выстраивать писатель свой художественный мир. И как оказалось — нет ничего дороже в этом мире, чем любовь. Самое великое счастье, если это чувство ведёт к созданию истинной семьи, малой церкви.

: Владимир Чугунов. Роман «Молодые»
01 октября 2010
Ольга Васильева

Газета «День литературы», № 10, 2010, Москва.
Журнал «Вертикаль», выпуски 24, 25, Нижний Новгород, «Родное пепелище», 2009.

Если первые произведения Владимира Чугунова, «Русские мальчики» и «Городок», можно с некоторой долей условности отнести к жанрам идеологического и семейного романов, то «Мечтатель», скорее всего, следует законам романа психологического. В биографии любого человека юность, на наш взгляд, является неким эпицентром особого психологического накала. Не случайно ведь искусство — особенно художественная литература нового времени — огромную долю своего внимания посвящало именно юности. Это — период становления человеческой личности, когда простое детское созерцание начинает интуитивно ощущать таинственность мира и, приближаясь к загадкам бытия, катастрофично перестраивается.

: О романе Владимира Чугунова «Мечтатель»
08 ноября 2009
Сергей Чуянов

Нижегородская правда. № 135, 2008.
Нижний Новгород «Родное пепелище» 2008.

Проза, в которой нет авторского лукавства, — редкая гостья в современной отечественной литературе. Такова новая книга Владимира Чугунова «Городок», вышедшая в этом году.

: «Городок» как модель Отечества